Детский сад комбинированного вида №9 город Мценск

Формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи в игре

 Общее недоразвитие речи — сложное речевое расстройство, при котором у детей отмечается позднее начало развития речи, дефекты звукопроизношения и фонемообразования, нарушения в формировании предложно-падежных конструкций, скудный словарный запас, аграмматизмы. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

Своеобразие развития лексики и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показано в исследованиях М.В. Богданова-Березовского, В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуна, Т.Б. Филичевой и других.

Признавая необходимость комплексного воздействия на ребенка с недоразвитием речи, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии речи.

Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формированию умения управлять своим поведением.

Любая игра есть деятельность. При таком её понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Игра как ведущая деятельность детей отличается рядом особенностей. Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, она на протяжении дошкольного периода становится для ребенка формой активного творческого отражения окружающей его жизни. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер. Она осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь. Воспроизводя в действиях и речи жизнь взрослых людей, ребенок эмоционально отзывается на нее, он оперирует знаниями, уточняет и обогащает их, в силу чего игра способствует развитию его познавательных и нравственных сил.

В процессе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи, приходится искать интересные формы преподнесения и закрепления материала. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игра – основное занятие детей, их работа.

Участвуя в полюбившихся играх, дети с удовольствием включаются в процесс обучения. Деятельность, связанная с творчеством, с возможностью каждый раз добавлять что-то новое, для ребёнка более интересна, нежели действия по строгим правилам и шаблонам.

В игровой форме новый учебный материал усваивается и запоминается легче. В игре часто сложное становится доступным.

Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро автоматизируются, расширяется словарный запас, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.

В логопедических играх часто встречаются незнакомые ребятам слова, и появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы, касающиеся текста игры. Во многих играх требуется активный поиск и употребление слов по заданным признакам (антонимы, синонимы, родственные слова и т.п.).

Имея дело с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, главное – это доступность речевого материала и включенность игры в лексико-тематический цикл.

При проведении игр с детьми нужно придерживаться следующих правил:

Подготовка к игре.

Проведение игры в неторопливом темпе. Длительность игры 5-10 минут.

Многократное предложение речевой игры (начинается с упрощенного варианта, затем постепенно усложняется).

Обязательное предъявление речевого образца.

Постепенное введение в активную речь детей текста речевой игры (в некоторых случаях текст игры адаптируется к речевым возможностям детей).

При затруднениях в ответах, дети проговаривают речевой материал сопряженно (вместе с логопедом) и отраженно (после логопеда), хором и индивиду­ально.

Стремление к активному речевому участию в игре всех детей.

Вовлечение в игру уже выбывших детей с помощью использования различных «выручалочек» (чистоговорок, стихов, любых словесных упражнений).

Развитие у детей навыка контроля своей и чужой речи.

Воспитание выдержки. (Ребенок должен отвечать тогда, когда его спрашивают).

Правильное и по возможности быстрое выполнение речевого задания.

Поощрение инициативы.

Несформированность грамматического строя речи детей с ОНР проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций:

- родительного падежа в обозначении места (предлоги из, около, возле, из-за, из-под);

- винительного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (предлог через);

- дательного падежа для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения (предлоги к, по);

- предложного падежа для обозначения места (предлоги в, на).

Предлоги, как известно, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с ОНР часто их опускают или воспринимают как часть слова. Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Поэтому игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие с предметом.

Для формирования предложно-падежных конструкций используются различные игры.

Целью игр является научить детей: слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространенные предложения с использованием предлогов, формировать предложно - падежные конструкции в речевой практике.

Игра «Весёлое путешествие», Игра «С чем корзинка, с чем ящик?», Игра «Где что растет?», Игра с мячом «Добавь слова», Игра «Исправь ошибки», Игра «Дни недели», Игра «Поезд», Игра «Солнечный зайчик», Игра «Закончи предложение».

В развернутой форме игра — это коллективная деятельность, в которой дети осваивают социальный опыт человеческих отношений. Усвоение этого опыта происходит через развитие у них самостоятельности, активности, инициативы, организаторских навыков. Использование, игры в педагогических целях лишь усиливает социальный аспект данной деятельности.

В играх рано проявляются некоторые индивидуальные типологические особенности детей. Об этом свидетельствует появление в детской среде вожаков, специфичное поведение застенчивых, малообщительных детей. Известно, что разные дети развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуальные различные ступени развития. Учитывать эти особенности онтогенеза позволяет игра.

Предложенные игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания - развитию речи детей, а именно: пополнению и активизации словаря, формированию грамматического строя речи, формированию предложно-падежных конструкций, коррекции звукопроизношения, развитию связной речи, умению логично выражать свои мысли.

Игра с ребенком, несомненно, доставляет радость, удовольствие взрослым, они испытывают удовлетворение от оживления интереса детей к овладению бесценным даром слова.

Косссова О.В. учитель-логопед

28 марта 2014 в 11:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.