Детский сад комбинированного вида №9 город Мценск

Организация системной работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с животным миром

 Забота взрослых и дошкольников о животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания – методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Научить ухаживать за животными несложно. Дети хорошо знают, что кошка ловит мышей, собака сторожит дом. Большого труда стоит привить истинную любовь к животному, заботливое к нему отношение, понимание того, что слабого, беззащитного нельзя обижать, оставлять без помощи. Для того, чтобы к малышу пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней: необходимо научить слушать её, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, когда зеленеет трава или мерцают звёзды, учить слышать пение птиц, шум ветра. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребёнка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру.

Мы все знаем: дошкольный возраст – важный этап в жизни ребёнка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: образного мышления, воображения, появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. Именно в это время закладываются основы нравственности. Ребёнок усваивает моральные нормы. Возрастает активность детей в разных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной).

Начиная со второй младшей группы, через игру и эмоциональное воздействие, стараемся вызвать интерес у детей к познанию окружающего мира, в том числе и природы.

Знакомим детей с первыми игрушками, изображающих животных, используем различные дидактические игры: «Кто в домике живёт?», «А у нас во дворе»; игры – сюрпризы: «Кто - то постучался», «Ты кто?»; позже – театрализованные игры с использованием кукольного и настольного театра. Кругозор детей расширяется постоянными наблюдениями за животными, привлекаю детей к посильному труду.

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Обучение дошкольников в процессе создания необходимых условий для животных происходит косвенно - как помощь взрослого ребёнку: « Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я вам помощник. Помогу сделать всё, что пока у вас не получается.»

Стараемся, чтобы дети не механически выполняли свою работу, а подходили к ней сознательно. Важно, чтобы они понимали: всё, что они делают в природе, приносит пользу не только животным, но и им самим. Большое внимание уделяется вопросам эстетического общения с природой, учим детей наслаждаться красотой, видеть красоту природного мира и беречь её.

В работе по ознакомлению с животным миром особое внимание уделяется следующим вопросам:

- формирование эмоционально- положительного отношения к окружающему миру, видеть красоту природы и её неповторимость;

- формирование понимания самооценки природы;

- понимание того, что человек не может уничтожать то, что не может создавать;

- формировать у детей желание сохранять окружающую среду;

- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Занятия строятся с учётом наглядно- действенного и наглядно- образного восприятия ребёнком окружающего мира, они направлены на формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Наблюдения, опыты и практическая деятельность в природе способствуют накоплению у детей запаса достоверных конкретно- образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обобщения, приведения в систему раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

Знания, которые даются детям дошкольного возраста, подразделяются на две большие группы:

1) о самом мире фауны, его разнообразных представителях (начиная с названия, характерных признаков, особенностей поведения до некоторых форм приспособления к среде);

2) о возможных формах взаимодействия человека и животного (о способах помощи животному, уходе за ним, его защите). То есть эти группы знаний условно можно охарактеризовать так: к первой относятся знания, расширяющие кругозор детей, способствующие их интеллектуальному развитию; ко второй – знания, определяющие правила поведения в природе, нормы нравственного отношения к ней.

Выявляются и раскрываются потенциальные возможности детей, которым способствуют различные формы работы, например – кружковая деятельность. Вовлекая детей в кружковую работу, у них появилось больше возможностей для поддержания развития и закрепления познавательных интересов, удовлетворения детской любопытности. Во время работы дети старались и правильно выполняли задания, они находили ответы на многие интересующие их вопросы, появлялось желание больше узнавать и проявлять инициативу.

В кружковой работе малыши шире и глубже изучали природу, её компоненты и их отличительные признаки, убеждались в связи организмов с окружающей средой.

Соответствующую атмосферу помогали создавать игровые ситуации, ролевые игры, игры – импровизации, привлекалась музыка и литература, а также другие методы.

Кружковая работа велась в течение трёх лет. Каждый новый год включал в себя основное содержание предыдущих лет.

Важным условием в ознакомлении детей с животным миром является связь детского сада и семьи. Проводятся родительские собрания, открытые занятия, конкурсы между педагогами и родителями, консультации, беседы. Специальное место в уголке для родителей отводится тематической рубрике. Здесь располагается информация о сезонной жизни животных, возможных способах оказания им помощи в разное время года.

В заключение можно отметить, что увлечь по-настоящему можно лишь тем, чем увлечён сам.

Т.А. Никитина, воспитатель высшей квалификационной категории

28 марта 2014 в 11:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.