Детский сад комбинированного вида №9 город Мценск
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Театр - один из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости.
С каждым годом растёт число дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос. Поэтому так широки возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней дети, знакомятся с окружающим миром, во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.
В соответствии с образовательными областями «Коммуникация» и «Социализация» по программе « От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой составлен перспективный план занятий по теме: Театрализованная деятельность, картотека произведений устного народного творчества, речевых и пальчиковых игр, разработаны сценарии театрализованных постановок.
Для более успешной работы подобраны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формируют умения самостоятельно использовать зги знания. В театральном уголке помещены фигурки персонажей знакомых потешек, стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты.
Всё это сразу привлекает внимание детей. Они с интересом и радостью идут в «книжный дом»:рассматривают иллюстрации, рассказывают полюбившиеся потешки, стихи, играют с фигурками из театра.
Работа по театрализованной деятельности строилась по трём основным направлениям:
-использование малых фольклорных форм в театрализованной деятельности; - пальчиковый театр;
-собственно театрализованные постановки.
Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову.
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывая их, развиваем в детях способность к анализу, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность"
« Сердитый недотрога,
живёт в глуши лесной,
Иголок очень много
А ниток не одной.» (ёж)
« Мех пушистый ,
Хвост золотистый(лиса)
Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Пропивая колыбельные песни, вместе обогащается словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например,
Баиньки-баиньки,
Спи, мой зайчик маленький,
Серенькие ушки,
Беленькое брюшко.
Маленький зайчик, маленький
Так же при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, используем. Например, потешку про "заиньку", где однокоренными словами будут: зайка - заинька, серенький -серый.
Вторым направлением в работе по театрализованной деятельности является «Пальчиковый театр», эта замечательная « налочка-выручалочка» помогает в работе, ведёт от простого к сложному. Начиная с простейших стихов « Эта ручка - правая, эта ручка - левая», « Посмотри: Моя ладошка, как весёлая гармошка», « Семья», « Пальчики в лесу», читаем, показываем и играем со своими пальцами, а дети повторяют движения, переходят к более сложным, требующим от малыша внимания, терпения и старания: « Мышка лапками скребёт», « Капуста», « Апельсин», « Вот кудрявая овечка, шёрстка белая в колечках». Исполняя простые стихи, дети показывают фигуры и проговаривают сами слова в такт с движениями пальцев.
Помогая малышам овладевать потешками, пальчиковами играми, постепенно переходим к театрализованной деятельности с детьми. Раскрываем содержание знакомых и любимых детьми сказок через наглядность, где для восприятия и понятия требуется более широкая ориентировка в окружающем.так как в сказках участвует 3-5 персонажей.
Любимые детьми сказки « Зимовье», Петушок и бобовое зёрнышко» показываем в разных вариантах театра: настольный-плоскостной и объёмный, фланелеграф, пальчиковый, би-ба-бо. После неоднократного показа, бесед предлагаем детям совместный показ сказок, на что они откликаются с большим интересом и желанием. Учим передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами. Особое место в играх- драматизациях отводим небольшим этюдам, в которых сама показывала образы героев, например, лисы: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит правильно, не спеша. И так каждый персонаж сказки показываем и проговариваем. Такая предварительная работа позволяет детям накопить свой опыт о характере, образе сказочных героев.
С участием воспитанников группы было поставлено несколько спектаклей, такие как: « Теремок», « Колобок», « Репка». После выступления ребята обретали уверенность в себе, речь их становилась отчётливой, яркой, интонационно выразительной. К постановкам спектаклей, привлекаем родителей - изготовить декорации для спектаклям приготовить атрибуты для своего ребёнка. Этот творческий процесс доставляет радость всем: и детям, и родителям.
Таким образом, театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизация и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Н.Ю. Голощапова, воспитатель
28 марта 2014 в 11:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.