Детский сад комбинированного вида №9 город Мценск

Пути формирования этических представлений у старших дошкольников.

 Одной из задач нравственного воспитания дошкольников является формирование этических представлений. Л.Н.Толстой очень высоко ценил нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и больше добра. Вопросам нравственного воспитания уделяли большое внимание А.В.Сухомлинский, А.Д.Ушинский, современные педагоги и психологи О.С.Богданова, М.А.Бегова, Л.И.Романова и др.

Ребёнок живёт в социуме, поэтому на развитие представлений о морали оказывает влияние семья, детский сад, окружающая действительность. Причём влияние это может быть как положительным, так и отрицательным. Например, отправляя малыша в детский сад, мама говорит: «Если тебя кто обидит, дай сдачу» или «Машина дорогая, никому не давай».

Сменился век, сменились взгляды и мировоззрения людей. Мало осталось романтиков и мечтателей, которые готовы были без всякой выгоды для себя ехать на край белого света, чтобы строить новые города.

Сегодня мир полон грубости. Перевернулись представления о добре, зле, морали. Беседуя с родителями, можно услышать фразы: «Сейчас нельзя быть добрым», «Деньги решают всё», «Кто с деньгами, тому всё доступно».

Родители забывают о том, что являются предметом подражания для своих детей. Агрессивность взрослых передаётся и детям, поэтому с раннего детства надо создавать условия для полноценного развития личности ребёнка.

Перед педагогами стоит сложная задача – работа по формированию этических представлений должна осуществляться не только с детьми, но и с их родителями.

Гуманизация педагогического процесса связана с формированием у ребёнка общечеловеческих качеств, с приобщением его к миру общечеловеческих ценностей. Важно, чтобы дети поняли, что следуя принципу: «Я хочу и буду делать то, что хочу, не считаясь ни с кем», они никогда не узнают, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких. В своей работе с детьми я стараюсь не увлекаться убеждениями и определениями в их однозначном варианте. Я считаю, что главное – дать детям возможность понимать и высказываться, оценивая своё поведение и окружающих, задавать вопросы и обсуждать различные этические ситуации.

Необходимо создать среду (специально организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к современным детям), в которой бы формировался механизм поведения каждого ребёнка от наблюдения (пассивного созерцания) к переживанию – пониманию, оценке, выбору для себя установки.

Воспитание доброжелательных отношений у детей я начала с наблюдения поведения детей. С целью выявления представлений детей проводила индивидуальные беседы, например, что значит быть добрым, считает ли он себя добрым, дети ответили так:

«Добрые это те, кто помогает маме»,

«Это, которые не дерутся»,

«Кто хорошо себя ведёт».

То есть дети путают понятие «добрый» с другими качествами, не имеют чёткого представления о том, что значит быть добрым. Поступки детей не всегда бывают добрыми и справедливыми.

Главное заставить ребёнка задуматься над тем или иным поступком. Для этого я использовала различные ситуации, например: «Ты увидел, как кто-то из детей упал и заплакал, что ты сделаешь?»

Ответы детей были самые разнообразные:

Рома: «Я скажу: «Что ревёшь как маленький? Вставай!» - значит он не сочувствует товарищу.

Стёпа: «Я помогу ему встать!».

Спросила: «Кто из детей прав и почему?»

Через несколько дней, гуляя на прогулке, заметила, что упал Владик и заплакал. К нему подбежал Рома, обнял и пожалел, а Стёпа и другие дети не обратили на это никакого внимания.

Рассматривая с детьми сюжетные картинки, отметила, что дети правильно оценивают изображённые ситуации, но в играх и повседневной жизни поступают по-другому, значит, нравственные нормы, даже те, которые ребёнок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением, Первоначально они выполняются по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребёнком. Причём ребёнок не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное нарушение в целом, к себе отрицательную оценку не относит. Обсуждала с детьми те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности.

Одним из эффективных методов уточнения и систематизации этических представлений является этическая беседа. Готовясь к такой беседе, старалась проанализировать, что является предметом наиболее ярких впечатлений детей. Этические беседы дают возможность на конкретных примерах показать, что такое доброта, честность, справедливость, смелость, дружба и т.д.

Целесообразно, чтобы содержание бесед опиралось на личный опыт детей, их жизненные впечатления и переживания.

Темы для бесед старалась брать наиболее актуальные, содержание которых доступно и интересно детям: «Что значит быть добрым?», «Какой твой друг?», «Мои достоинства и недостатки», «В мире вежливых слов» и др. Все полученные в процессе бесед знания старалась закрепить в повседневной жизни, так как детям трудно перенести теоретические знания в реальные поступки. В ходе бесед использовала картинки с разнообразными ситуациями: «Хорошо-плохо», «Можно - нельзя», «Кто поступил правильно?» и др.

Большую роль в своей работе отвела художественной литературе. Часто герои сказок, рассказов Сухомлинского, Н.Носова, Е.Пермяка, В.Осеевой и др.писателей переживают от того, что причинили другим вред, поступили неправильно.

Поучительными показались для воспитанников короткие рассказы Л.Н.Толстого «Косточка», «По ягоды», «Мальчик играл…», «Отец приказал…», «Мальчик стерёг овец» и др., которые в ненавязчивой форме учат детей быть дружными, честными, всегда говорить правду. Совместно с воспитанниками мы охарактеризовывали поступки героев, давали им оценку.

Чтобы закрепить в поведении детей те или иные этические представления искусственно создавала или использовала сложившиеся ситуации, в которых дети должны были найти правильное решение. Работая с детьми, старалась использовать любой из моментов режима дня, Во время одевания и раздевания в раздевальной комнате дети остаются очень долго, поэтому я старалась использовать этот момент, чтобы поупражнять детей в доброжелательном отношении друг к другу, в умении уступать, приходить на помощь друг другу.

Одной из наиболее значимых форм развития нравственных представлений является игра.

В большей мере нравственные качества воспитываются в сюжетно-ролевой игре, которая даёт возможность педагогу научить детей действовать в соответствии с нравственными нормами поведения. Организовывая игры детей, я старалась помочь детям распределить роли так, чтобы каждый ребёнок понял, что порученная роль является необходимым условием осуществления совместной деятельности. Для этого проводила большую предварительную работу. Формировала у детей желание высказаться, вносить свои предложения в обсуждаемую тему. Учила использовать факты из личного опыта или из опыта других людей, импровизировать, фантазировать, слушать товарищей. Игровую модель строила в соответствии с интересами и возможностями детей. Брала ситуации, которые отвечают общим проблемам всей группы. В игре включала моменты импровизации, альтернативные варианты решения проблем, возможность изменения компонентов в связи с изменением условий. Как на занятиях, так и в повседневной жизни, большое внимание уделяла дидактическим играм. При организации таких игр старалась дать детям возможность проявлять инициативу и самостоятельность. Предлагала детям такие игры: «Назови ласково», «Передай хорошее слово товарищу», «В мире вежливых слов», «Подскажи словечко» и др. Нельзя забывать о том, что воспитатель и дети – соавторы любой игры.

Конечно же ребятам трудно было справиться с предъявленными мною требованиями, Возникали ситуации, когда дети не могли удержаться от смеха, когда кто-то падал, не хотел делиться игрушками, помогать товарищам. Но к концу работы ребята старались проявлять такие качества, как доброта, сочувствие, честность и др. Проанализировав поведение детей, я пришла к выводу, что проделанная работа принесла положительные результаты. Большая роль в этой работе принадлежит родителям. На родительских собраниях ставились вопросы о формировании этических представлений у детей. Были разработаны материалы консультаций и бесед по данной теме. В родительском уголке периодически вывешивалась информация по взятой нами проблеме. Проводились индивидуальные беседы с родителями. Большинство родителей с удовольствием принимали участие в данной работе, но были и такие, которым всегда некогда. Итогом явилось то, что многие папы и мамы обращались ко мне с различными вопросами по воспитанию детей. В итоге мы устроили обсуждение за круглым столом.  

Данилова Л.Н., воспитатель

23 июня 2014 в 09:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.