Детский сад комбинированного вида №9 город Мценск
Сенсорное воспитание детей младшего возраста.В повседневной жизни ребёнок сталкивается с многообразием форм, красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном возрасте трудно переоценить. По мнению таких известных учёных, как Н.Н.Поддъяков, Н.П.Сакулина, А.П.Усова сенсорное воспитание является: - основой для интеллектуального развития детей; - упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром; - даёт возможность ребёнку овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности; - развивает психические процессы (память, воображение, внимание); - влияет на расширение словарного запаса малышей. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры. На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка. В это время путём проб и ошибок дети пытаются размещать вкладыши разной величины и различной формы в соответствующие трафареты. Ребёнок подолгу манипулирует предметами, постепенно от многократного хаотичного повторения переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш «сравнивает» величину и форму вкладыша с трафаретами, отыскивает идентичный. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша. Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью. К двум годам ребёнок может соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине по образцу при выборке двух - четырёх разновидностей. Для детей третьего года жизни при создании необходимых для этого условий характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является с одной стороны основным этапом развития, а с другой - все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Ребёнок третьего года жизни продолжает интенсивно накапливать впечатления и представления о важнейших признаках и свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт связывается с конкретными предметами и явлениями. К 3-х летнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребёнка. В организации практической деятельности я, как воспитатель 1-й младшей группы, придерживаюсь следующих ключевых принципов: 1) Принцип последовательности. Сначала знакомлю детей с резко различными свойствами предметов (круглой - квадратной формой, синим - красным цветом), а затем - с более близкими признаками (круглой - овальной формой, жёлтым - оранжевым цветом). 2) Принцип систематичности. Работу по сенсорному воспитанию провожу ежедневно от «простого» к более « сложному». При проведении каждого занятия руководствуюсь основным методом - демонстрацией предметов. Важно помнить, что предметы должны быть привлекательными для ребёнка, вызывать эстетическое отношение, они должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлости и яркости. В своей деятельности я с успехом использую такие игры и игровые материалы, как: «Головоломка», «Ёжики», игры с пирамидкой, «Волшебный мешочек», «Угадай и назови», «Найди пару» и другие. Пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Вполне достаточно 5-10 минут. Ведь главное, что эти игры должны доставлять удовольствие, создавать хорошее настроение. Эта радость - залог успешного развития детей на ступени раннего возраста. В результате систематической работы по сенсорному воспитанию у моих воспитанников сформированы умения и навыки, которые свидетельствуют о соответствующем уровне развития восприятия: * 78% детей успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий; *группируют в соответствии с образцом предметы по форме, цвету, величине и другими свойствами при выборе из 4-х и более разновидностей; *узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (трава, апельсин, солнце и т.д.); * 69% детей активно используют в речи названия цвета (красное платье, белый снег и т.д.). Позвольте дать несколько рекомендаций в помощь педагогам: 1. Учите детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки. 2. В течение дня многократно называйте детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал). 3.Знакомство с предметом должно осуществляться с интересом, вызывая у детей положительные эмоции. 4. Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом. Дети запоминают обозначения качеств предметов совместно с их восприятием. 5. Необходимо поощрять проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться своими впечатлениями. 6 Чаще задавайте ребёнку вопросы. 7. Учите детей действовать в определённой последовательности, т.е. организовывать перцептивное восприятие предметов и объектов по заранее продуманному плану. 8. В процессе восприятия необходимо включать движения обеих рук (провести рукой по контуру, обрисовать его). 9. Закреплять полученные при обследовании знания в исполнительской деятельности (рисовании, лепке). 10. Обогащайте и насыщайте предметный мир ребёнка, разнообразьте мир вещей, которые малыш сможет потрогать, обследовать. 11. Учите детей вслушиваться в различные звуки - это обогащает слуховые впечатления. Савенкова Л.К., воспитатель 23 июня 2014 в 09:35
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.