Детский сад комбинированного вида №9 город Мценск
Система работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.В детском саду на протяжении дошкольного возраста ведётся большая работа по формированию элементарных математических представлений. Дети получают элементарные представления о множестве и числе, об отношениях величин, о простейших геометрических фигурах, об основных пространственных направлениях и отношениях между предметами, о длительности некоторых временных отрезков (сутки, неделя, месяц). Они овладевают способами выявления количественных и пространственных отношений: практического сопоставления численности множеств (положения, приложения, составление пар, использование мерок и др.), сравнения размеров предметов, счётом и измерением величин. Основная форма работы по формированию элементарных математических представлений – занятия. На занятиях у детей формируем в определённой последовательности представления, вырабатываем необходимые навыки и умения. Активная деятельность детей на занятиях обеспечивается в первую очередь правильным сочетанием работы над новым материалом и повторным, чередованием видов работы и форм её организации, т.е. структурой занятия. Структура занятия определяется объёмом, содержанием, сочетанием программных задач, уровнем усвоения соответствующих знаний и навыков, возрастными особенностями детей. Изучение нового материала включает три вида работ: во-первых, педагог показывает и объясняет новые задания, демонстрирует образец, выявляя свойства и связи математических объектов. Дети наблюдают за действиями педагога, слушают его указания, пояснения, отвечают на вопросы; во-вторых, некоторые дети выполняют индивидуальные задания под непосредственным контролем воспитателя, остальные наблюдают за действиями товарища, слушают его, вносят исправления, дополняют, отвечают на вопросы; в-третьих, дети самостоятельно работают с раздаточным материалом, овладевая новыми умениями и навыками. На первом занятии могут использоваться все три вида работ, тогда изучение нового занимает большую часть времени. На другом занятии изучение нового занимает половину лимита времени, вторую отводят повторению пройденного. Самостоятельную работу детей с раздаточным материалом планируем уже на следующем занятии и отводим этому половину его времени. В младшей и средней группах организуется работа над 1-2 темами, поэтому занятие состоит из 2-х – 3-х частей. В старшей и подготовительной к школе группах занятия состоят из 3-х – 4-х частей, так как работа идёт над 2-3 темами. Содержание занятий определяет организацию их проведения. Важно, чтобы при объяснении нового материала действия воспитателя или ребёнка видели все дети. Позднее для закрепления знаний и навыков задание дают одновременно всем детям. В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения. Конкретное содержание перерыва педагог в каждом случае определяет самостоятельно, ориентируясь на состояние детей. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или пальчиковая гимнастика, упражнение для глаз или упражнение на релаксацию. На занятиях и в повседневной жизни широко используем дидактические игры и игровые упражнения, например: «Теремок», «Соберём урожай», «Запомни и назови», «Составь картинку», «Найди такой же» и др. Чтобы отслеживать динамику развития ребёнка, формирования у него необходимого уровня знаний и представлений с этой целью, проводим педагогическое обследование детей в начале и конце учебного года. Это даёт возможность более оперативно вносить изменения в планирование занятий. Свобода мысли, радость общения со взрослыми и друг с другом – это то, что необходимо детям при обучении любому виду деятельности, Достичь такой цели можно, если сделать занятия интересными, разнообразными, разбудить творческую активность дошкольников. Поиск и применение методов обучения, обеспечивающих не только формирование у детей математических представлений, но и развитие психических функций (восприятия, памяти, мышления, воображения), - залог успешной подготовки детей к обучению математике в школе. Борисова Е.С., воспитатель 23 июня 2014 в 09:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.